...В
ик
он
ує
ть
ся
...

До уваги деревопереробників!

Круглый стол с острыми углами

Александр Гвоздик

Мыслимо ли, что экономика одной из самых богатых в Украине лесами  Сумской области (17% от всей площади) страдает от нехватки древесины, а ее и так немногочисленные деревообрабатывающие предприятия испытывают  хронический дефицит сырья? Почему большая часть вырубленного леса, минуя открытые торги,  уходит в виде «кругляка» за пределы региона? Что мешает ему   максимально эффективно использовать свой лесной ресурс, развивать деревообрабатывающую и мебельную отрасли, создавать  новые рабочие места и существенно пополнять тем самым областной и местные бюджеты?

Эти вопросы задаются уже не один год. Каждый новый губернатор Сумщины ставит их в качестве задачи, требующей  первостепенного решения. Но, странным образом эти благие намерения так и остаются только намерениями, а наработанные разного ранга комиссиями  предложения покрываются пылью в архивах облсовета и областной администрации.

Однако бесконечно проблема обеспечения области древесиной в условиях хоть и вялой, но все же поступательной  «европеизации» украинской экономики, «буксовать»  не могла. Первой ласточкой для игроков рынка леса на Сумщине, обещающей весну, наконец-то, прозрачных отношений между его покупателями и продавцами,  стали торги, открывшейся в январе 2015 года Сумской ресурсной биржи (SRB). В отличие от «Сумыагропромбиржи», она не только предлагала новую модель торгов на уровне мировых биржевых стандартов, но и давала возможность лесопользователям принимать участие помимо  ежеквартальных  торгов в торгах промежуточных, которые на сегодня уже стали еженедельными, тем самым увеличив оборот лесного ресурса.  

Цели и задачи  SRB председатель ее биржевого комитета Даниил Маландий определял тогда так: «Мы хотим привести торги к тем стандартам, которыми пользуется весь мир. Сейчас рынок лесооборота в Украине – это постсоветский рынок. Даже не рынок, а базар, заточенный под определенные структуры, в которых сидят «нужные» люди и выводят из этого потока деньги. Мы же ставим перед собой задачу организовать такие торги, которые бы отвечали европейскому уровню».

За словами последовали дела. Была максимально усовершенствована  в соответствие с мировой практикой процедура торгов, которая впервые в Украине предусматривала гарантию выполнения  обязательств купли-продажи. А через полгода опять же впервые в Украине Сумская ресурсная биржа, разработав собственное программное обеспечение,  внедрила электронные торги необработанной древесиной сначала для резидентов, а затем и нерезидентов. «Теперь каждый участник таких торгов может работать с неограниченным количеством биржевых абонентов, - говорит директор SRB Юрий Смоляр, - наблюдать за торгами и принимать в них участие, заключать сделки в режиме реального времени, не покидая своего офиса. Оформление сделки, которое раньше занимало несколько дней, теперь происходит за две-три минуты. Это очень удобно, это огромная экономия времени и средств. А главное – такие торги совершенно прозрачны и равны для всех их участников и делают невозможным какой-либо монопольный сговор или теневые договоренности».

Амбициозная цель организовать торги,  отвечающие современным мировым биржевым стандартам,  и сделать Сумы столицей электронных торгов в Украине по продаже древесины была достигнута менее, чем за год. Первыми оценили высокий уровень торгов на Сумской ресурсной бирже, ее удобство деревообработчики. И не только на Сумщине. «Сумская ресурсная одна из самых прогрессивных и прозрачных бирж в Украине, - считает президент Всеукраинской асоциации деревообрабатывающих предприятий Дмитрий Артемчук. – Она – локомотив развития биржевых торгов в нашей стране, и неудивительно, что именно ее опытом воспользовались те, кто хочет перевести их на рельсы европейской практики». Опыт SRB и ее программное обеспечение уже внедрили Всеукраинская лесная биржа (Киев, Житомир) и Прикарпатская универсальная товарная биржа (Ивано-Франковск). Определенным признанием новаторской деятельности SRB стало и то, что голову ее биржевого комитета Даниила Маландия включили в состав экспертной рабочей группы по подготовке проектов реформирования нормативно-правовой базы и регулирования обращения лесных ресурсов Госагентства лесных ресурсов Украины.

Однако решили ли эти без преувеличения революционные шаги основную проблему – обеспечение деревообработчиков Сумщины необходимым им объемом сырья? Увы, нет, ведь биржа только посредник и на объемы сырья, выставляемого на торги(это прерогатива управления лесного хозяйства),  влиять не может. А длящийся уже несколько последних лет конфликт между продавцами леса и его переработчиками не угас, а еще больше разгорелся.

Это наглядно продемонстрировал и собранный 11 мая Сумской областной организацией работодателей деревообрабатывающего и мебельного производств «круглый стол» с участием президента Всеукраинской асоциации деревообрабатывающих предприятий,  Сумской ресурсной  биржи, депутатов облсовета, представителей облгосадминистрации и Сумского областного теротделения Антимонопольного комитета Украины. Уже сам факт того, что приглашенные к участию в нем директора лесхозов и  управление лесного хозяйства его проигнорировали,  говорит о многом. И, в первую очередь, об уязвимости их позиции и нежелании вести откровенный разговор о ситуации на рынке купли-продажи леса в области. Очевидно, они понимали, что сесть придется за «круглый стол» с острыми углами, ведь среди вынесенных на обсуждение вопросов были и такие неприятные, как «Существующие коррупционные схемы торговли древесиной и борьба с ними» и «Проблемы при выборе торговой площадки для проведения квартальных аукционов».

Обсуждение последнего вопроса было особенно острым. По словам переработчиков, их искусственно лишают выбора площадки для торгов в области, ориентируя на работу с «Сумыагропромбиржей», к которой у них нет доверия, и которая помимо неподъемных комиссионных и ПДВ, не регулирует цены на древесину, а наоборот поднимает их все выше и выше. Торги на Сумской ресурсной бирже в разы понятнее, прозрачнее, доступнее по ценам и  удобнее, но лесхозы выставляют на них небольшие объемы древесины. Таким образом, потребности местных переработчиков удовлетворяются в лучшем случае на 30%, что влечет за собой сокращение рабочих мест и поступлений в областной бюджет, а практически весь ликвидный лес уходит через перекупщиков в другие регионы или за границу.

Депутаты областного совета, говорят обработчики,  вмешиваться в ситуацию не хотят, поскольку этот сугубо экономический вопрос перерос в политический. Ведь директор «Сумыагропромбиржи» возглавляет областную организацию политической партии УКРОП и торгуя, по их словам,  в облсовете голосами членов своей фракции, пробивает нужные ему, а не экономике региона  биржевые преференции.

Возмущение, действительно загнанных в глухой угол резким ростом цен на сырье деревообработчиков, которым, наконец-то, дали возможность выговориться и донести до власти свои беды, было настолько бурным, что некоторые готовы были идти протестовать под стены областной госадминистрации. Но в конечном итоге приняли резолюцию «круглого стола», в которой рекомендовали лесопользователям области проводить квартальные торги по продаже древесины, начиная с торгов на ІІІ квартал этого года не на «Сумыагропромбирже», а на торговой площадке ТСБ «Сумская ресурсная биржа». Также деревообработчики намерены в ближайшее время провести конференцию, по результатам которой, уверены они,  добавится количество примкнувших к резолюции из числа тех, кто не смог принять участие в «круглом столе» в Сумах.

Достаточно ли этого будет для того, чтобы переломить ситуацию и перенаправить денежные потоки от торговли лесом из частных  карманов в «карман» областного бюджета? Или  в нее уже пора вмешаться антикоррупционным и правоохранительным органам?